(Заболотский Иоанн; 1744 (1750), с. Заболотье, ныне Сергиево-Посадского р-на Московской обл.- 13.02.1788, Жёлтиков Успенский мон-рь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье священника, служившего в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1734) с. Заболотья. Обучался в Новгородской ДС, как лучший ученик был направлен в Троицкую лаврскую семинарию, по окончании к-рой назначен учителем Новгородской ДС. В 1774 г. ректором архим. Феофилом (Раевым) Заболотский был пострижен в монашество, в том же году вызван в московскую Славяно-греко-латинскую академию и определен проповедником на место иером. Амвросия (Подобедова), ставшего в авг. того же года ректором академии. В 1775 г. архиеп. Московским Платоном (Левшиным) И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем 3-классного Крестовоздвиженского муж. мон-ря в Москве. Часто служил в Успенском соборе Московского Кремля, стал известен как блестящий проповедник. В 1777 г. по распоряжению имп. Екатерины II был вызван в С.-Петербург, назначен законоучителем при АХ. 1 февр. 1778 г. Новгородским и С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Петровым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пустыни Будучи придворным проповедником, многие речи произносил в присутствии императрицы и ее двора. 11 марта 1780 г. определен членом Святейшего Синода. Среди прочего участвовал в разбиравшемся в янв.-апр. 1782 г. деле о двоеженстве капитана морской артиллерии И. А. Ганнибала (деда А. С. Пушкина): незаконном браке с У. Е. Толстой при живой супруге М. А. Пушкиной (см. подробнее: Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина / Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 68-69, 131).
16 мая 1782 г. И. был назначен, а 23 мая того же года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского в столичной Троице-Сергиевой пуст. архиеп. Гавриилом (Петровым). К присутствовавшей при хиротонии императрице И. обратился с особой речью, поблагодарив за проявленные к нему «милости и щедроты». 10 июня выехал из С.-Петербурга, 28 июля прибыл в Н. Новгород. Особое внимание уделял Нижегородской ДС, распорядился возобновить в ней преподавание франц. языка; устроил отдельную аудиторию для проведения ученых диспутов. «Для учеников семинарии преосвященный Иоасаф сколько был строг, столько же и ласков,- отмечал в сер. XIX в. архим. Макарий (Миролюбов).- Доселе помнят старики, как он и преемник его Дамаскин бывали при игре учеников на семинарском дворе» (Макарий [Миролюбов], архим. 1999. С. 162). За короткий период управления епархией И. часто произносил проповеди и выступал с противораскольническими посланиями. В окт. 1783 г. посетил г. Семёнов, окруженный старообрядческими скитами, совершил богослужения, обличал местных жителей: «Что вижу, соглядая паству свою? Вижу оную развращенную, страждущую на одре зельного раскола, и удалившуюся от святыя Церкви в леса, в скиты, всех непотребств преисполненные».
22 сент. 1783 г. И. возглавил Тверскую и Кашинскую епархию, с 30 мая 1785 г.- в сане архиепископа. По инициативе И. в новоторжском во имя святых Бориса и Глеба монастыре велись ремонтные и строительные работы. Решением Святейшего Синода в нояб. 1784 г. древняя обветшавшая Борисоглебская ц. обители была разобрана. 9 июня 1785 г. имп. Екатерина II своими руками заложила в основание нового Борисоглебского собора краеугольный камень. «Нарочито сделанные для сего медные посребренные лопатка и молоточек» хранились в Борисоглебском мон-ре до XX в. И. особо покровительствовал Ниловой Столобенской пуст., в 1787 г. вложил в ризницу мон-ря 2 позолоченных серебряных креста с цепочкой, украшенных изумрудами и яхонтами. В сопроводительном письме он признавался: «Не могу, яко пастырь, умолчать: колико святая обитель... процветает любезным и почтенным братством, истощанием всем богомольцам довольного пропитания и паче подражаемым всего порядка соблюдением» (Успенский В. Ист. описание Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 1876. С. 54).
При И. в Твери были возведены и освящены: 12 мая 1784 г. кладбищенская ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери, 5 сент. 1787 г. ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «что на Исаевце», в 1786 г.- 3-престольный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы; строились церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («Всех скорбящих Радость») (1782-1792), во имя св. Иоанна Предтечи в Затьмачье (1784-1809), в честь Казанской иконы Божией Матери (1779-1799), Рождества Пресв. Богородицы в Ямской слободе (1777-1795). По инициативе И. в древней Свято-Троицкой ц. («Белая Троица») в Затьмачье был освящен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского (1787). В Тверской губ. построены Крестовоздвиженская ц. (1784-1788) Ниловой Столобенской пуст., уникальная Преображенская ц. (повторяет формы Чесменского храма в С.-Петербурге) в с. Красном Старицкого у., Воскресенская ц. в с. Никольское-Собакино (Липовка) и Казанская ц. в с. Никитском Калязинского у., Богородице-Рождественская ц. (1786-1788) в с. Дрюцкове Бежецкого у., Преображенская ц. (1785) в с. Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у. Одновременно в годы правления И. в нач. 1788 г. были окончательно закрыты мон-ри: Иванишинский (Иваницкий) Успенский в Старицком у., Рябовский Троицкий в Калязинском у. и Шеренский (Ширинский) Благовещенский в Кашинском у.
В 1785 г. И. учредил неск. ежегодных крестных ходов: 28 июля в кладбищенскую Смоленскую ц. Твери; 5 авг. из Трехсвятительского в кафедральный собор.
Покровительствовал ректору Тверской ДС архим. Макарию (Петровичу), способствовал изданию в 1786 г. его «Богословия». Имп. Екатерина II, неоднократно останавливавшаяся в Твери, дважды (в 1785 и 1788) в сопровождении архиерея посещала Тверскую ДС, увеличила вдвое средства на содержание семинарии и повелела отпустить из суммы Коллегии экономии 17 268 р. для строительства нового семинарского здания. По поручению И. семинаристы приветствовали имп. Екатерину одами, кантами, стихами, сочиненными в ее честь (см.: Разные сочинения Тверской семинарии на прибытие Е. И. В. в Тверь. М., 1787). Во время одного из визитов в Тверь императрица пожаловала И. драгоценный наперсный крест, к-рый архиерей передал в дар кафедральному собору.
По завещанию И. был погребен в Жёлтиковом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. Отпевание и погребение возглавил прибывший из Грузии еп. Цаишский Григорий (Чиковани). В 1923 г. обитель была закрыта, монастырские постройки разрушены, захоронение, вероятно, утрачено. К нач. ХХ в. в Жёлтиковом мон-ре хранился посох Тверского свт. Арсения († 1409), «возобновленный» по инициативе И. (Платон. 1852. С. 32-33).
И. считался «одним из лучших духовных витий своего времени». Речи, произнесенные им в высочайшем присутствии, отличались «искусством изобретения и чистотою языка» (Чередеев. С. 140). Излюбленной жанровой формой проповедей И. был панегирик. Ораторским произведениям архиерея присуща краткость, выразительность, стройность построения; риторические фигуры употреблял умеренно, отдавая преимущество вопросу и восклицанию (Бегунов Ю. К. Заболотский // Словарь рус. писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 320).